упражнение для тренинга «затравленный»

Умение оценивать ситуацию.

Упражнение для психологов и педагогов.

Оцените ситуацию:

Ребенок попал в первый класс без ведома классного руководителя. Все остальные дети прошли серьезное собеседование у своего будущего учителя.
Мальчик с семьей переехал в другой город в конце августа. Директор школы был знакомым его папы и определил ребенка в 1 "А" без всякого собеседования. Директор через две недели в связи с плохим состоянием здоровья уволился. Был назначен новый.
Многие дети не попали в эту школу, в этот класс, т.к. школа славилась как самая престижная в городе. А в 1 "А" отбирали детей с высокими показателями школьной готовности.
С первых дней учебы начались маленькие и большие неприятности. С учебой ребенок справлялся, иногда лучше, иногда хуже. Но, когда родители приходили за ребенком, на них ежедневно обрушивался шквал негативных высказываний. Родители стали избегать встреч с учителем, тогда объектом выплескивания эмоций учителя стал ребенок и его дневник.
Родительские собрания стали для родителей ужасом их жизни. Единственный ребенок, который во всех отношениях был плохим, - это их сын.
Учился он не хуже всех, и его поведение было хорошим. В дневнике все чаще стали появляться записи непонятного содержания, а у ребенка все чаще возникал вопрос "Почему?", "За что?". Сначала ребенок практически не реагировал на эту ситуацию, но постепенно, постоянные замечания учителя, соответствующая реакция родителей дома (физическое наказание, оскорбления, обвинения) привели к тому, что ребенок четко понял: "Учусь или нет, все равно я плохой и в школе, и дома".
Выполнения домашних заданий сопровождались нервной дрожью и слезами, а классные работы практически не выполнялись. На вопрос: "Почему?", ребенок отвечал: "Не успеваю". Но было такое ощущение, что его мозг был практически блокирован. Ситуация приблизительно такая: "Кролик и удав". Все попытки родителей прояснить ситуацию заканчивались полным негодованием учителя и фразами: "Он не такой как все, он по умственному развитию сильно отстает". Правда, в третьем классе учитель все-таки сказала папе: "Вы попали в класс без моего ведома и еще хотите положительного отношения к себе?"
Первый внутренний отклик ребенка на обстановку выразился в нежелании идти домой. Ребенок плакал во дворе школы после очередного наказания в классе и в ожидании продолжения этих наказаний дома. Когда папа нашел его в таком состоянии, мальчик, рыдая, сказал: "Я плохой, зачем я вам нужен?"
На некоторое время обстановка дома улучшилась, но ненадолго. И следующим шагом мальчика был отказ идти в школу. Из дома он уходил, гулял целый день, потом брал задания на дом у одноклассников, и все было хорошо: замечаний в дневнике не было, уроки ребенок делал.… Так продолжалось четыре дня, пока не пришла учительница. Пытаясь выявить причины пропусков, родители смогли услышать от мальчика только одну фразу: "Я очень боюсь".
Когда ребенок учился в третьем классе, к ним переехала жить бабушка. Увидев состояние внука и оценив ситуацию, она обратилась за помощью к завучу начальной школы и психологу. До этого родители к руководству школы не обращались, пытаясь найти причину в ребенке. Рассказ бабушки нашел эмоциональный отклик у завуча и психолога.

• Проанализируйте ситуацию. Чем может помочь завуч школы. Предложите программу его действий.
• Какую работу целесообразно провести психологу с ребенком и его семьей?
• Оцените действия педагога.
• Охарактеризуйте позицию родителей. Каким образом, и на каком этапе они могли конструктивно решить проблему своего ребенка?

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Добавить комментарий