кейс для тренинга «Эффективная коммуникация руководителя и сотрудника: трансакции, модели, результат»

Цель – показать руководителям основные причины нарушения коммуникации  и сформировать навыки результативного взаимодействия с сотрудниками
Контекстуальная метафора -  Рыцари Круглого Стола

Содержание кейса

1.      Методический пакет учебного блока
2.      Тестовые задания
3.      Материал для «папки участника»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ УЧЕБНОГО БЛОКА

1. Знакомство
Тренер: Приветствую вас, досточтимые рыцари. Вы знаете, что я - доверенное лицо легендарного Короля Артура. Меня зовут… (представление). Прошу представиться вас. Здесь это принято делать так. Каждому из вас нужно встать, поклониться всему собранию и сказать: «Сэр, такой-то (ваше имя), к вашим услугам!»
2. Разминка
Команда разделяется на три группы. Тренер раздает каждой группе свою часть загадки. Время обсуждения 3 минуты. Через 3 минуты команда образует общий круг. Задача участников на основе отгаданных ими загадок назвать имя артефакта Короля Артура. Время общего обсуждения 2 минуты. Если команда «зависает» тренер может тонко помогать им в разгадывании загадки.
В этом кейсе содержится загадка о Чаше Грааля.
Первый информационный блок: позиционирование проблемы через легенду об артефакте
Тренер открывает участникам карточку с изображением Чаши Грааля.
Чаша Грааля – особый символ. Говорили, что тот, кто пригубит из нее, получит исцеление и бессмертие. Известно также, что даже простая вода, налитая в эту чашу, становится источником прояснения сознания.
На поиски Чаши Грааля отправлялись многие рыцари. Естественно, что популярность этого символа и легенды о нем породили огромное количество подделок. Некоторые, думая, что обладают Чашей, пригубляли из нее простую воду, и у них появлялась уверенность в том, что каждое их действие, слово, решение – правильно, истинно. Конечно, как же может быть иначе, если они пили из самой Чаши Грааля! Они начинали в это искренне верить, однако  любой здравомыслящий человек, посмотрев на них, мог бы сказать: «Нет, он никогда не пил из Чаши Грааля!». Так действовала поддельная Чаша – она создавала у человека иллюзию правильности собственных действий и решений.
Из-за этих подделок в мире началась большая неразбериха. Охотники за Чашей перекупали друг у друга поддельные карты, указывающие путь к кладу. Торговцы и сильные мира сего сулили большие деньги за подлинную Чашу. И только король Артур знал ее секрет: каждый из нас имеет шанс испить из Чаши Грааля, но она скрывается от глаз охотника и приходит к тому, чье сердце открыто для знаний.
Среди нас есть люди, которые пили из Чаши Грааля и не пока не пили из нее. Хотите ли вы проверить себя прямо сейчас?
3. Первая игра: провокационная, проблематизирующая
Участники группы получают карточки с заданиями. Тренер ведет видеосъемку.
Обсуждение впечатлений:
      кого среди нас больше, тех, кто пил из Чаши, или не пил?
      Чем отличаются те, кто не пил, от тех, кто пил?
Выводы: пора пригубить из Чаши Грааля и прикоснуться к знанию.
4. Второй информационный блок, содержательный
«Эффективная коммуникация руководителя и сотрудника: трансакции, модели, результат»
У нарушенной коммуникации всегда есть скрытые причины. Одна из них – недоучет, или не знание о трех основных эго-состояниях человека: Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре).
Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом действий, чувств и мыслей, как способ проявления нашей личности в данный момент.
Если человек ведет себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и теперь», реагирует на то, что происходит вокруг него, использую весь потенциал взрослой личности, понимает цель взаимодействия и результат работы, то он находится в эго-состоянии Взрослого.
Если человек мыслит и чувствует, а также действует, копируя своих или других родителей, он находится в эго-состоянии Родителя.
Когда человек возвращается к мыслям, чувствам и моделям поведения детства, он находится в эго-состоянии Ребенка.
Люди обращаются друг к другу, находясь в определенных эго-состояниях. Эти обращения называются трансакциями.
Функциональный анализ эго-состояний
Родитель: контролирующий, воспитывающий, заботливый
Взрослый: мыслящий, понимающий ценность каждого человека, принимающий разумные решения с партнерских позиций
Ребенок: адаптирующийся, тревожащийся, неуверенный, бунтующий, избегающий ответственности, стремящийся к самостоятельности. В то же время: свободный, творческий, любознательный, непосредственный, артистичный, ищущий ответы.  Адаптивный   ребенок может быть негативным и позитивным. Адаптивный позитивный ребенок понимает правила и нормы поведения. Адаптивный негативный ребенок имеет неэффективный модели привлечения внимания, нарушает правила, избегает ответственности.
Показатели распознавания эго-состояний:
      слова
      тон голоса
      жесты
      положение тела
      мимика
Упражнение. На основании собственного опыта заполните таблицу: как проявляются эго-состояния
Показатели
Родитель
Взрослый
Ребенок
Слова
Тон голоса
Жесты
Положение тела
Мимика
Трансакции:
      параллельные: Р-Ре, Ре-Р; а также В-В. Правило: пока трансакции будут параллельными, коммуникация будет бесконечно долгой.
      пересекающиеся – это такие трансакции, в которых векторы не параллельны друг другу или эго-состояния, в которое они направлены не является источником реакции: В-В, Р-Ре и другие. Правило: при пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим необходимо изменить свои эго-состояния.
Пример:
-         Который час? (В-В)
-         Что вы спрашиваете меня о времени?! Своих часов нету что ли?! (Р-Ре)
Поглаживания:
-         вербальные и невербальные (добрые слова и жесты по отношению к другому)
-         позитивные и негативные (поглаживания вызывающие позитивные или негативные чувства. Люди не всегда стремятся получать только позитивные поглаживания. Некоторые привыкли получать негативные поглаживания и делают все возможное, чтобы вызвать против себя гнев или другую негативную эмоцию)
-         условные и безусловные (условное связано с тем, что мы делаем; безусловное – с тем, что мы из себя представляем, какие чувства вызываем)
Просмотр видео о первой игре и обсуждение – заполнение таблицы
№ ситуации
Цель взаимодействия
Реализованная позиция по отношению к другому
Оптимальная позиция
Упражнение
Напишите 7 вариантов ответа на вопрос: «Что нужно, для того, чтобы оставаться в формате Взрослый-Взрослый?». Ответ может носит характер рекомендации.
Ответ-рекомендация
1
2
3
4
5
6
7
5. Вторая игра – закрепляющая
Участники группы получают карточки с заданиями. Задача построить взаимодействие с позиции Взрослый-Взрослый.
7. Обобщение
Обобщая материал, тренер четко проговаривает ответы на тестовые задания.
Мы рассмотрели с вами, как работают три эго-состояния человека. Эго-состояние – это совокупность связанных с друг другом действий, чувств и мыслей в данный момент.
Нередко руководители вытесняют подчиненных в детскую позицию, сами становятся на пьедестал родителя. Корпоративная культура и деловой этикет строятся только на параллельной трансакции Взрослый-Взрослый. Причина безответственности сотрудников часто в том, что они подолгу находятся в позиции ребенка. Основной путь решение проблемы в том, чтобы сделать коммуникацию «на равных позициях», в равных эго-состояниях.
Руководителю необходимо грамотно распоряжаться «поглаживаниями» в бизнес процессе. Речь не идет о физических прикосновениях и дополнительных выплатах. Речь идет о вербальных и невербальных, позитивных и негативных поглаживаниях: добрых словах, жестах, демонстрации собственного благорасположения к сотруднику. «Поглаживания» могут быть и позитивными и негативными, в зависимости от потребности сотрудника. Если руководитель умеет грамотно распоряжаться «поглаживаниями», понимает их адресность, проблем с мотивацией сотрудников  станет значительно меньше.
В бизнес процессе будет полезно пребывание в эго-состоянии творческого Ребенка тогда, когда необходимо найти нестандартные подходы и решения.
Итак, мы испили с вами из Чаши Грааля. Возможно, мы сможем подержать ее в руках после обеда, если пройдем рыцарские испытания. Приключения продолжаются!
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ПАКЕТУ
(правильные ответы отмечены красным цветом)
1. Эго-состояние – это…
а. поведение человека в данный момент
б. мысли человека в данный момент

в. совокупность связанных с друг другом действий, чувств и мыслей в данный момент

г. чувства человека в данный момент
2. Если руководитель неизменно пребывает в эго-состоянии «контролирующего» Родителя, в каком эго-состоянии будут пребывать подчиненные?
а. эго-состоянии Взрослого
б. эго-состоянии «заботливого» Родителя
в. эго-состоянии «творческого» Ребенка

г. эго-состоянии «избегающего» Ребенка

3. Полезно ли проявление эго-состояния «творческого» Ребенка в бизнес процессе?
а. вредно, так как это мешает процессу и дезорганизует его

б. полезно в контексте поиска нестандартных подходов и решений

в. иногда полезно, но часто приводит к непредсказуемым последствиям
г. полезно на корпоративных мероприятиях
4. Какие параллельные трансакции эффективны в бизнес процессе?

а. Взрослый-Взрослый и обратно

б. Ребенок-Ребенок и обратно
в. Родитель-Родитель и обратно
г. Родитель-Ребенок и Ребенок-Родитель
5. Какие «поглаживания» уместно использовать в бизнес процессе?
а. физические прикосновения
б. добрые слова сотрудникам
г. повышение зарплаты

д. вербальные и невербальные, позитивные и негативные

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Добавить комментарий