тест «МЭИ» («Мектодика диагностики эмоционального интеллекта»)

Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ.
Автор - Манойлова Марина Алексеевна, канд. психол. наук, старший преподаватель
кафедры психологии и социологии Псковского Вольного института.

Методика  МЭИ
Инструкция: Прочитайте внимательно следующие 40 утверждений и оцените их по пятибалльной шкале. Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит лично Вам, по следующей шкале: 5- всегда; 4 – чаще всего; 3 – иногда; 2 – редко;   1 – никогда.
1.Я четко осознаю свои чувства и эмоции.
2.В моих публичных выступления отсутствуют эмоции.
3.Мое спонтанное поведение не мешает мне достигать намеченной цели.
4.В конфликтных ситуациях я скрываю свои эмоции, чувства.
5.Я внимательно выслушиваю партнеров по общению.
6.Принимать решение в конфликтной ситуации необходимо сразу.
7.Я стараюсь меньше влиять на поступки и чувства других людей.
8. Я предпочитаю контролировать людей.
9. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свою силу.
10.Мне важно мнение людей, если я дал волю чувствам.
11.Мне удается контролировать свои чувства, даже когда я сердит или расстроен
12.При общении с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее закончился разговор.
13.Я сосредоточен на чувствах других.
14.Разногласия, я стараюсь, устранять сразу, как их обнаружил.
15.Я позволяю другим взять на себя мою роль руководителя и при этом  их не контролирую.
16.Мне свойственно использовать власть, принадлежащую по должности.
17.Мне удается скрывать неприязнь к плохому человеку.
18.В общении с коллегами я могу думать о чем - то своем.
19.Во всех ситуациях я открыто выражаю свои чувства.
20.Поломка телевизора (бытовой техники) может заставить меня растеряться, впасть в отчаяние.
21.Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своими успехами.
22.Я не обращаю внимание на психологические состояния коллег при достижении общих целей.
23.Я помогаю другим лучше понять себя.
24.В общении я сосредотачиваюсь на цели, а не на чувствах.
25.Я легко выражаю симпатию к другому человеку.
26.Близкие люди одергивают меня: расслабься.
27.Я свободно выражаю свои чувства.
28.Я ощущаю неуверенность в общении с людьми.
29.Я понимаю чужие чувства, даже если дискуссия проходит на повышенных тонах.
30.Мне безразличны чувства других возникающие в ходе совместной работы.
31.Я подбадриваю других, чтобы они делали работу лучше.
32.Мне сложно высказаться прямо о мешающем мне поведении другого человека.
33.Я доверяю своим чувствам при принятии серьезных решений.
34.Мне трудно смотреть прямо в глаза малознакомому человеку.
35.Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях с другими.
36.Когда я выражаю партнеру эмоциональную поддержку, он этого не воспринимает, не чувствует.
37.Мне важно, какие чувства и эмоции привели к конфликту.
38.Мне все равно, что чувствует неприятный мне человек.
39.Своей позой, глазами, интонацией я показываю свое отношение к другому человеку.
40.Мне сложно вести критический разговор, чтобы собеседник не обиделся, принял критику.
Ключ:
Шкалы             вопросы
всегда
Чаще всего
иногда
редко
никогда
1.«Прямые»
1,9,17,25,33
5
4
3
2
1
«Обратные»              2,10,18,26,34
5
4
3
2
1
11.  «Прямые»
3,11,19,27,35
5
4
3
2
1
«Обратные»
4,12,20,28,36
5
4
3
2
1
111. «Прямые»
5,13,21,29,37
5
4
3
2
1
«Обратные»
6,14,22,30,38
5
4
3
2
1
1У.  «Прямые»
7,15,23,31,39
5
4
3
2
1
«Обратные»
8,16,24,32,40.
5
4
3
2
1
Обработка результатов:
В соответствии с ключом рассчитывается сумма балов по «прямым» и «обратным» вопросам. Затем для каждой шкалы рассчитывается индекс по формуле А-В, где А – сумма баллов по «прямым» вопросам, В – по обратным. То есть, из суммы баллов по «прямым» вопросам необходимо вычесть сумму баллов по «обратным» вопросам.
Интегральные индексы:
1.Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к осознанию и принятию своих чувств, самоконтроль): сумма баллов по 1 и 2 шкалам
2. Межличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей): сумма баллов по 3 и 4 шкалам.
3. Интегральный показатель эмоционального интеллекта: сумма баллов по всем шкалам опросника.
Диапазон баллов по каждой шкале: min -   -20 баллов,  max -  +20 баллов.
Интерпретация шкал опросника МЭИ:
1. Интегральный показатель.
Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены  качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.
Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.
Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте.

Внутриличностный аспект

Шкала 1.Осознание своих чувств и эмоций.
Высокие показатели:
Развитое эмоциональное самосознание, способность жить «в унисон» со своими внутренними эмоциями хорошее понимание роли чувств в  работе и в общении. Адекватная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности.
Высокая потребность в познании самого себя. Высокая адекватная самооценка  психолого – педагогических знаний, осознание своих способностей,  высокая самооценка восприятия себя со стороны партнеров по взаимодействию и как выглядите в глазах окружающих. Развитая рефлексия -  процесс зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого является воспроизведение, воссоздание особенностей партнеров по общению. Рефлексия от процесса самопознания внутренних состояний переходит к пониманию другого путем размышления «с его позиции» и ведет к взаимопониманию. Рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта и целенаправленное внимание на деятельность собственной души.
Развитая интуиция. Активность и гибкость как личностные особенности эмоциональной сферы помогают быстро отзываться на окружающие события, сравнительно легко находить верное решение в проблемной ситуации.
Самонаблюдение играет важную роль в развитии самосознания и самоконтроля своих эмоциональных состояний и чувств.
Осознание и понимание собственных чувств и эмоций, то есть развитость внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта, происходит за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие есть высший уровень гуманистического, доверительного общения внутренне конгруэнтных партнеров.
Низкие показатели:
Низкая способность к пониманию роли собственных чувств в  работе и в общении. Недостаточная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности.
Невыраженная потребность в познании самого себя. Заниженная самооценка своих способностей, зачастую неадекватное представление о восприятии себя другими людьми. Низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека; конфликты и разногласия зачастую связаны с непониманием причин поведения другого, неумением понять его точку зрения. Отсутствии склонности к самонаблюдению.  Недостаточная опора на интуицию в деятельности и общении, пассивность, ригидность коммуникации. Трудности в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием. Невысокий интерес к собственному внутреннему миру, духовному развитию.
Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциями.
Высокие показатели:
Развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире.
Высокий уровень развития толерантности предполагает осознание человеком необходимости позитивного отношения к себе, осознание толерантной и интолерантной составляющих самого себя.
Развитое умение управлять собой, высокая наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению.
Высокий уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиском решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление  является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя.
Низкие показатели:
Низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели. Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей.
Нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образам жизни. Низкая наблюдательность в общении. Отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом.

Межличностный аспект

Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей
Высокие показатели:
Вы легко можете распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению. Вы способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека.
У Вас достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека.
Сопереживание - уподобление эмоциональному состоянию партнерам по общению и  взаимодействию выражается в гуманном отношении к другим.
Высокий уровень межличностной симпатии, как одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, проявляется в приветливости, восхищении, открытости во взаимодействии, оказании помощи на основе общих взглядов и интересов, выступает фактором интеграции людей и сохранению психологического комфорта в коллективе.
Благодаря способности к прогнозированию Вы умеете приписывать эмоциональный окрас ситуации, настраиваясь на те или иные переживания партнера по взаимодействию.
Вы способны позитивно влиять на результативность процесса общения, что служит источником самосовершенствования и саморазвития личностей, вовлеченных в конфликтную  ситуацию, способствует поиску продуктивных решений проблем.
Высокий уровень развития осознания чувств и эмоций других людей является показателем целостного человековосприятия, то есть созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого.

Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей

Высокие показатели:

Высокий уровень развития умения управлять состоянием партнера подразумевает осуществление совокупности гуманистических индивидуализированных воздействий, выбранных Вами, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний реципиента. Управление состоянием происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению.
Вы умеете принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не унижая другого.
У Вас высоко развито проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям.
Высокий уровень развития Вашего эмоционального интеллекта характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отношением к окружающим. Объективность присущая Вам характеризует Вас как уверенного в своих силах человека. Вы проявляете высокий уровень психологической  гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия в зависимости от  требований ситуации, способны на достижение хорошего психологического климата в коллективе.
Вы  способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности и способны подготовиться к реакции своего организма на некое событие до его наступления, а также внешним выражением (позой, движением) своего состояния повлиять на  партнера по общению.
Теоретическая часть методики:
Эмоциональный интеллект (ЭИ) - это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. В структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).
Так как ЭИ это интегративное понятие, состоящее из эмоции, интеллекта и воли, возникает необходимость дать понятия основных элементов ЭИ.       Эмоция – психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями, мотивами, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.  Интеллект – общая способность к пониманию, познанию и решению проблем, определяющая успешность деятельности. Воля – способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, т.е. свои желания и стремления. (Большой психол. словарь. СПб., 2005). Можно сделать вывод, что воля в ЭИ - средство подчинения эмоционального интеллектуальному. Воля объединяет эмоции и интеллект в концепции эмоционального интеллекта.
Исходя из данных определений, можно описать эмоциональный интеллект как регуляцию внутренней и внешней психической деятельности человека. ЭИ – способность эмоционального понимания, познания своих состояний и партнеров по общению; управление своими действиями в направлении сознательно поставленной цели, регулируя  внутренние состояния (желания, потребности); связано с переживанием значимости действующих на партнеров по общению явлений и ситуаций. ЭИ - субъективная характеристика личности.
Цель ЭИ – трансформация и прогрессивное развитие эмоциональной сферы субьекта.
Средства ЭИ: 1.Внутреннего аспект – эмоциональный потенциал личности (накапливается с опытом); 2.Внешнего аспекта - операции реализации «технической» стороны (развивается в тренинге, акмеупражнениях).
Процесс ЭИ -  осознание своего внутреннего состояния и партнера по общению, отражение внешнего эмоционального состояния другого человека.
Результат ЭИ – психические новообразования личности.
В модели эмоционального интеллекта нет иерархической зависимости, все формы интегративно проявляются на всех уровнях профессиональной деятельности в неразрывном слиянии и взаимодействии. ЭИ считается высоко развитым при условии, что все формы представлены  качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.
Разработанная методика диагностики ЭИ представляет собой опросник, состоящий из  40 вопросов-утверждений. Обследуемому предлагается оценить степень своего согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале.
Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня ЭИ, выраженности внутриличностного и межличностного аспектов ЭИ.
Стандартизация методики эмоционального интеллекта (МЭИ)
С целью стандартизации авторской методики диагностики эмоционального интеллекта проведено обследование (2004-2005гг.) на репрезентативной выборке мужчин и женщин в возрасте от 17 до 65 лет, работающих в различных сферах профессиональной деятельности – педагогов, психологов, медицинских работников, служащих, рабочих, студентов Псковской области. Общий объем выборки составил 719 респондентов.
Для выявления половых, возрастных и профессиональных различий в характеристиках эмоционального интеллекта выборка стандартизации была разделена на подгруппы по полу, возрасту, профессиональной деятельности, стажу работы (для студентов – по курсам обучения). Выборка педагогов также была поделена на  2 подгруппы по показателю удовлетворенности профессиональной деятельностью, соответственно, с высокой и низкой удовлетворенностью трудом. Всего было выделено 4 возрастных категории: 17-21 год – юношеский возраст, 22-35 лет – первый период зрелости, 36-55 лет – второй период зрелости, 55 лет и старше – пожилой возраст. Также исследованы различия уровня развития эмоционального интеллекта у представителей трех категорий профессий – педагоги, медицинские работники, рабочие и служащие других специальностей, и студентов педагогического вуза с 1-го по 5-й курсы.
Статистический анализ различий в средних значениях шкал методики показал следующие тенденции.
Наиболее явно прослеживаются половые различия (таблица 1). Свойства эмоционального интеллекта имеют различную степень выраженности у мужчин и женщин; соответственно, женщины имеют более высокие показатели эмоционального интеллекта по сравнению с мужчинами.
Таблица 1.
Достоверные различия в средних значениях шкал
методики МЭИ у мужчин и женщин
шкала
Средние и стандарт-ные отклоне-ния
мужчины
Средние и стандарт-ные отклоне-ния
женщины
Значениеs s– критерия Стьюдента
Уровень статистической значимости
1. Осознание своих чувств и эмоций.
5,52 ±3,52
6,99±3,46
3,67
0,001
2.Управление своими чувствами и эмоциями.
-3,95 ±5,18
-2,47±5,44
2,38
0,05
3. Осознание чувств и эмоций других людей
4,31±3,93
5,93±3,96
3,62
0,001
4.Управление чувствами и эмоциями других людей
0,52±3,42
1,28±3,87
4,13
0,001
Возрастные различия в показателях эмоционального интеллекта проявляются в меньшей степени (таблица 2). В этом плане «критической точкой» является переход от юношеского к зрелому возрасту. Так, в юношеском возрасте более выражен внутриличностный аспект эмоционального интеллекта, внимание к собственному внутреннему миру, осознание своих чувств и возможность самоконтроля; что обусловлено возрастными закономерностями психического развития.
Таблица 2.
Достоверные различия в средних значениях шкал
методики МЭИ у представителей различных возрастных групп
шкала
Средние и стандартные отклонения
юношеский возраст
Средние и стандартные отклонения
зрелый возраст
Значениеs s– критерия Стьюдента
Уровень статистической значимости
1. Осознание своих чувств и эмоций.
7,5 ±3,28
6,23±3,71
2,86
0,01
2.Управление своими чувствами и эмоциями.
-0,69 ±4,72
-3,89±5,04
5,2
0,001
Анализ различий в средних значениях эмоционального интеллекта у представителей различных профессиональных групп выявил, что показатели эмоционального интеллекта работников «помогающих профессий», деятельности в сфере «человек-человек» являются выше, чем у представителей других профессий. В выраженности эмоционального интеллекта педагогов и медицинских работников значимых различий не обнаружено (таблица 3).
Таблица 3.
Достоверные различия в средних значениях шкал
методики МЭИ в различных профессиональных группах
шкала
Средние и стандартные отклонения
педагоги
Средние и стандартные отклонения
другие профессии
Значениеs s– критерия Стьюдента
Уровень статистической значимости
1. Осознание своих чувств и эмоций.
7,52±3,32
6,73±3,49
1,73
0,05
2.Управление своими чувствами и эмоциями.
-0,53 ±4,68
-3,96±5,98
2,85
0,001
3. Осознание чувств и эмоций других людей
5,66±3,98
3,92±3,85
3,78
0,001
4.Управление чувствами и эмоциями других людей
1,10±3,98
0,45±3,63
2,20
0,01
В то же время, выявлены значимые различия характеристик эмоционального интеллекта у педагогов с различным стажем работы и различной степенью удовлетворенности трудом. Так, в группе педагогов с большим стажем работы, не удовлетворенных своей профессиональной деятельностью, прослеживается снижение показателей внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта (таблица 4). Такие педагоги нечетко осознают собственные чувства, большей частью не принимают их,  и испытывают сложности в управлении своими эмоциями. Это свидетельствует о тенденции к профессиональной деформации личности таких педагогов. Таким образом, показатели внутриличностного аспекта методики эмоционального интеллекта могут служить индикаторами для диагностики тенденций к эмоциональному выгоранию, профдеформаций личности педагогов.
Таблица 4.
Достоверные различия в средних значениях шкал
методики МЭИ у педагогов в зависимости от стажа и удовлетворенности трудом
шкала
Средние и стандарт-ные отклоне-ния
Педагоги с большим стажем, не удовлетворенные трудом
Средние и стандарт-ные отклоне-ния
Педагоги с большим стажем, удовлетворенные трудом
Значениеs s– критерия Стьюдента
Уровень статистической значимости
1. Осознание своих чувств и эмоций.
5,21 ±3,45
7,23±3,92
2,95
0,001
2.Управление своими чувствами и эмоциями.
-4,49 ±3,72
-0,69±4,04
5,33
0,001
Сравнение показателей методики на выборках студентов и работающих педагогов позволило выявить, что у студентов менее выражены характеристики эмоционального интеллекта, характеризующие межличностный аспект (таблица 5). То есть, студенты не обладают необходимыми коммуникативными и педагогическими умениями, связанными с пониманием чувств и эмоций других людей и возможностью управления состоянием другого с целью его гармонизации, снятия эмоциональной напряженности. Межличностный аспект эмоционального интеллекта формируется в профессиональной деятельности и общении. Этот факт подтверждает значимость активных методов социально-психологического обучения для развития эмоционального интеллекта студентов педагогических вузов.
Таблица 5.
Достоверные различия в средних значениях шкал методики МЭИ
у педагогов и студентов педагогических вузов
шкала
Средние и стандарт-ные отклоне-ния
педагоги
Средние и стандарт-ные отклоне-ния
студенты
Значениеs s– критерия Стьюдента
Уровень статистической значимости
3. Осознание чувств и эмоций других людей
5,66±3,98
3,23±3,75
4,86
0,001
4.Управление чувствами и эмоциями других людей
1,10±3,98
-1,84±3,84
2,07
0,01
Таблица 6. Средние значения и стандартные отклонения показателей методики МЭИ для различных групп респондентов.
Респонденты
показатели
Шка-
ла 1
Шка-ла 2
Шка-ла 3
Шка-ла 4
Общий балл
Педагоги
7,52±
3,32
-0,53±
4,68
5,66±
3,98
1,10±
3,98
10,79±
7,40
Медицинские работники
6,14±
3,27
-0,22±
4,53
6,14±
3,96
0,57±
3,92
10,60±
11,42
Служащие, рабочие
5,32±
3,55
-4,79±
6,52
3,51±
4,40
-0,86±
3,52
7,92±
12,04
Военнослужащие
5,71±
3,08
-3,15±
4,30
3,57±
3,76
1,05±
3,78
7,78±
9,69
Студенты педагогического вуза:
1 курс
7,70±
3,05
-0,76±
5,04
2,20±
3,52
-1,82±
3,98
11,97±
10,24
2 курс
5,75±
3,40
-1,12±
5,35
3,75±
3,46
-1,28±
4,28
8,65±
2,47
3 курс
6,71±
3,73
-0,51±
4,48
3,02±
4,83
-1±
3,90
9,29±
9,95
4 курс
8,28±
2,60
-2,35±
3,30
4,64±
3,15
-2,0±7
4,28
11,64±
5,71
5 курс
5,84±
3,48
-2,94±
5,37
4,36±
4,61
-1±
4,57
6,26±
13,34
Таким образом, для определения средненормативных значений и перевода сырых баллов в стандартные наиболее значимыми оказались различия по признаку пола.  Таблицы 7  и 8 содержат перевод сырых балов в стандартные (стены) для мужчин и женщин по всем шкалам опросника.
Таблица 7.
Перевод сырых баллов в стены
(мужчины)
Шкалы
(сырые баллы)
стены
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
До
-3
-2
-1
0
-1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
+10
+11
+12
+13
+14 и выше
2
До
-14
-13
-12
-11
-10
-9
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
и выше
3
До
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
+10
+11
+12
+13 и выше
4
До
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7 и выше
Интегральный индекс
До
-16
От
-15
До -11
От
-10
До -6
От
-5
До 0
От
+1
До +5
От
+6
До +10
От
+11
До +15
От
+16
До +20
От
+20
До +26
+27 и выше
Для перевода сырого балла в стандартное значение (стен), нужно найти в строке нужную шкалу и двигаться по строке, до столбца с интервалом значений, в который попадает подсчитанный сырой балл. В первой строке найденного столбца (сверху) указан соответствующий стен.
Например, если сырой балл по шкале 1 равен +7, в строке 1 находим интервал 6-7. В первой строке данного столбца указано значение стена: 5.
Таблица 8.
Перевод сырых баллов в стены
(женщины)
Шкалы
(сырые баллы)
стены
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
До
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
+10
+11
+12
+13
+14 и выше
2
До
-14
-13
-12
-11
-10
-9
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
и выше
3
До
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
+10
+11
+12
+13
+14 и выше
4
До
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
+1
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
+10 и выше
Интегральный индекс
До
-12
От
-11
До -6
От
-5
До -1
От
0
До +5
От
+6
До +11
От
+12
До +16
От
+17
До +22
От
+23
До +28
От
+29
До +34
+35 и выше
В результате получения стеновых показателей уровень выраженности каждого свойства эмоционального интеллекта определяется следующим образом:
1-4 стен – низкий
5-6 стен – средний
7-10 стен – высокий.
Внутренняя согласованность шкал опросника определялась посредством корреляционного анализа на общей выборке испытуемых. Все шкалы опросника  имеют значимые положительные взаимосвязи друг с другом и с интегральным показателем (общим баллом эмоционального интеллекта) (таблица 9).
Таблица 9.
Интеркорреляции шкал опросника МЭИ
шкалы
1
2
3
4
Интегральный
показатель
1
1
0,37
0,26
0,29
0,682891
2
0,36
1
0,20
0,23
0,743536
3
0,26
0,30
1
0,25
0,613017
4
0,29
0,33
0,2
1
0,63472
Интегральный показатель
0,68
0,74
0,61
0,63
1

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Добавить комментарий